Был ли пророк мухаммад рыжим волосы. Прическа (стрижка) в Исламе. Волосы в подарок из турции и индии

Заключительный посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.) был ниспослан в качестве Милости для миров. Каждому мусульманину рекомендуется следовать его примеру во всём, что касается не только религии, но и обыденной жизни.

Играет немаловажную роль, так как верующий должен подавать хороший пример во всём. А как же выглядел сам Пророк (с.г.в.)?

Очертания лица

Сподвижник Анас бин Малик (р.а.) описывал Посланника Аллаха (с.г.в.) так: «Кожа была не слишком белая и не слишком смуглая, а волосы были и не кудрявыми, и не прямыми» (Бухари, Муслим).

Бара бин Азыб (р.а.) вспоминал, что у предводителя мусульманской уммы были очень густые волосы, длина которых достигала мочек ушей (Бухари, Муслим).

Зять Пророка (с.г.в.), один из ближайших сахабов - Али бин Абу Талиб (р.а.) утверждал: «У него была большая голова и немного округлое лицо. Его волосы нельзя сказать, чтобы вились или лежали прямо, но были волнообразными. Цвет глаз - очень чёрный, а ресницы были длинными» (Тирмизи, Хаким).

Наиболее подробное описание оставил после себя внук Посланника Всевышнего (с.г.в.) Хасан бин Али. «Лицо Пророка (с.г.в.) сияло лунным светом, а лоб выглядел широким. Мой дед был с большой головой и волнообразными волосами, которые он укладывал на пробор. Посланник Аллаха (с.г.в.) обладал изогнутыми бровями. Его нос имел утончённый кончик. Он обладал густой бородой и широким ртом. Между зубами имелись промежутки» (Табарани, Байхакы).

По словам Джабира (р.а.), у Милости миров (с.г.в.) был большой разрез глаз и широкий рот (согласно хадису от Муслима и Тирмизи). Абу Хурайра (р.а.) говорил, что у Мухаммада (с.г.в.) лицо было светлым и «похожим на чистое серебро». Человек по имени Абу Туфаиль утверждал, что у Божьего Посланника (с.г.в.) была белая кожа (Муслим, Ахмад).

Телосложение

Из воспоминаний ибн Малика (р.а.) известно, что Мухаммад (с.г.в.) был ростом не высок и не низок. Аналогичным образом его описывает и Бара бин Азыб (р.а.), добавляя такой признак, как широкоплечесть (оба хадиса приводят и Бухари, и Муслим). Как утверждал Али бин Абу Талиб (р.а.), от груди до пупка тянулись волосы, а посередине спины была печать пророков - родинка красного цвета размером с яйцо. (Тирмизи).

Хасан бин Али говорил, что рост его деда - чуть выше среднего. Между грудью и пупком находилась линия волос, также волосы покрывали руки, верхнюю часть груди и плечи. Его телосложение было в меру упитанным, грудная клетка и живот не выдавались вперёд. Пророк (с.г.в.) обладал длинными предплечьями и большими ладонями (Табарани).

Походка

Анас бин Малик (р.а.) вспоминал, что Заключительный Божий посланник (с.г.в.) слегка наклонялся вперёд при ходьбе (Бухари). От Али бин Абу Талиба (р.а.) же известно, что его походка была энергичной и живой. Причём Мухаммад (с.г.в.) слегка наклонялся, «как будто он поднимался в гору». А когда оборачивался, то делал это всем телом, а не только головой (Тирмизи). Как рассказывал Хасан бин Али, Пророк (с.г.в.) ходил энергично, бодро отрывая ноги и делая широкие шаги. При этом он опускал голову и постоянно направлял свой взгляд на землю. Когда он входил куда-либо или выходил, то всегда пропускал вперёд сахабов, а уже после них следовал сам (Табарани, Байхаки).

Одежда

Посланник Всевышнего (с.г.в.) любил длинные рубашки (камис), рукава на них доходили до запястий (Тирмизи, Абу Дауд). Также он надевал китрийские плащи с узорами, которые носили жители Йемена (Бухари, Муслим).

Одежда Мухаммада (с.г.в.) была разных цветов. Бара бин Азыб (р.а.) вспоминал: «Я никогда не видел человека в красном одеянии более красивого, чем наш Пророк (с.г.в.)» (Бухари, Муслим). А человек по имени Абу Римса называл ещё два каких-то зелёных одеяния. При этом сам Милость миров (с.г.в.) призывал верующих: «Носите одежду белого цвета, ибо она - лучшая из ваших одеяний» (Тирмизи, Абу Дауд). бинт Абу Бакр (р.а.) говорила, что однажды Мухаммад (с.г.в.) накинул на себя полотнище из чёрной шерсти с полосками (Абу Дауд, Тирмизи).

Кроме того, поверх другой одежды он надевал румийскую джуббу (верхняя удлинённая одежда с широкими рукавами - прим. сайт). Об этом свидетельствует хадис, переданный со слов Мугиры ибн Шугбы и приводимый в сводах хадисов Тирмизи, Абу Дауда и Насаи.

К тому же Пророк Мухаммад (с.г.в.) носил чёрные кожаные носки, подаренные Ему правителем Эфиопии Асхамой. От Абдуллы бин Бурайды известно: «Негус (титул эфиопского царя) подарил Посланнику Аллаха (с.г.в.) кожаные носки чёрного цвета, и он носил их пока они не испортились» (Тирмизи, Абу Дауд). Также Мухаммад (с.г.в.) надевал сандалии с двумя ремешками и двойным шнурком (Ибн Маджа).

Перстень

В Пречистой сунне говорится, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) носил перстень на правой руке. Анас бин Малик (р.а.) рассказывал, что это был перстень из чистого серебра (Бухари, Муслим). Им Пророк (с.г.в.) ставил печати на посланиях, которые он отправлял. В одном из хадисов, содержащихся в сборниках Тирмизи и Бухари, отмечается, как однажды Мухаммад (с.г.в.) намеревался составить послание персам, но один человек из его окружения сообщил, что они не принимают послания без печати, подтверждающей отправителя. И тогда он попросил изготовить именной перстень. На этом изделии было выгравировано изречение «Мухаммад - Посланник Аллаха». После смерти Пророка (с.г.в.) его носили и праведные халифы - Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.), и Усман ибн Аффан (р.а.) до тех пор, пока перстень не уронили в колодец (Бухари, Муслим).

История распорядилась так, что большую часть своего пребывания на сибирской земле экспонат под названием "Волос Пророка Мухаммада" находился под сводами церквей.

Сначала, после изъятия его из мечети села Ембаево в 20-х годах прошедшего века, волос был помещен в музей атеизма, организованный при Благовещенском соборе. В 1932 году чекисты взорвали храм, которому из-за обвала берегов Туры угрожало обрушение в реку. Так волос в стеклянной колбе оказался в здании Спасской церкви, где размещается часть фондов областного музея.

Отношение мусульман Тюмени к экспонату "Волос Пророка Мухаммада" разное. Одни сомневаются в его принадлежности Посланнику (мир ему) и вообще считают излишнее внимание к нему неоправданным, другие почитают реликвию в соответствии с учением о табаруке (снискание благословения Всевышнего).

Например, представители мухтасибата Центрального духовного управления мусульман в программу своих мероприятий нередко включают и пункт о посещении музея, где хранится реликвия. В таких случаях руководство музея, идя навстречу организаторам мероприятия, вывозит стеклянную колбу в зеленой бархатной шкатулке из хранилища в Спасской церкви и под надежной охраной милиции доставляет в один из действующих музейных залов.

К слову сказать, многие в день визита главы ЦДУМ Талгата Таджутдина в музей три года назад, что показали все местные телеканалы, вообще впервые узнали о существовании в Тюмени такого экспоната, поскольку до появления несколько лет назад в городе регионального отделения ЦДУМ так публично об этом еще не заявлялось. Мусульмане тоже не проявляли к экспонату повышенной заинтересованности.

"Это связано с особенностями исламского вероучения, - считает старший научный сотрудник краеведческого музея Марина Вольхина. - Допустим, если бы у нас в музее была христианская святыня такого уровня, интерес к ней со стороны верующих был бы несравненно высоким".

Седой волос длиной в три сантиметра содержится внутри стеклянной колбы (реликварии), оправленной в серебро. Колба хранится в бархатном футляре зеленого цвета с шелковой подкладкой изнутри.

По словам Марины Вольхиной, из музейной документации известно, что во время передачи экспоната из музея атеизма в краеведческий зеленый футляр с колбой был обернут в 37 шелковых платочков зеленого цвета и хранился в шкатулке, которая, в свою очередь, была завернута в черный платок с белой вышивкой, возможно это было изречение из Корана.

Время не сохранило ни ткань, ни шкатулку. Никаких документальных сведений о том, что шкатулка с волосом была привезена именно из мечети Ембаево также нет. Но в этом убеждены музейные работники, так устно сообщалось от одного поколения хранителей другому.

Называлось и имя хозяина шкатулки - купца-благотворителя Нигматуллы-хаджи Кармышакова-Сейдукова из Юрт Ембаевских Бухарской волости Тюменского уезда, который построил и полностью содержал за свой счет "Ембаевское магометанское училище". По мнению краеведов, шкатулка попала в музей атеизма в начале 20-х годов в период акции по "изъятию церковных ценностей" вместе с книгами из библиотеки Ембаевского медресе.

Эту же версию подтверждает и заведующая Ембаевским музеем татарской культуры Венера Биктимирова. По ее словам, двадцать лет назад еще были живы старики, которые помнили о волосе Пророка (мир ему) в местной мечети, привезенном Нигматуллой-хаджи из путешествия по Ближнему Востоку.

Тут уместно сказать несколько слов о личности Нигматуллы Кармышакова. Насколько это был влиятельный человек, можно судить по воспоминаниям другого известного сибиряка, Абдурашита Ибрагимова, который в своей книге "Таржимаи халем" рассказывает, как в конце 90-х годов XIX века во время хаджа люди из разных стран приветствовали в Мекке сибирского бухарца.

- "Нигматулла-хаджи! Нигматулла-хаджи!", - зашумел народ при появлении его.

Заведующая Ембаевским музеем проследила родословную мецената и обнаружила, что предки Кармышаковых-Сейдуковых были в одно время сановными особами в Бухарском эмирате и эмигрировали в Сибирь в связи политической ситуацией, сложившейся в Бухаре после неудавшегося дворцового переворота.

Отец Нигматуллы, Кармышак, сделал состояние на торговле. Предприимчивый бухарец скупал скот, шерсть, шкуры в казахских степях и возил товар на Ирбитскую ярмарку. На юг он вез железные, скобяные изделия, мануфактуру, галантерею.

"Торговый дом" Кармыщаковых-Сейдуковых имел магазины не только в городах Сибири и Урала, но и в уйгурском Синцзяне, Алма-Ате, Семипалатинске, Павлодаре, Зайсане, Каркаралинске. Купец много путешествовал, был в Аравии, Палестине, Сирии, Египте, Турции. До сих пор жители Ембаево помнят жуткий пожар, уничтоживший почти все село в то время, когда Нигматулла находился на хадже. Вернувшись, благотворитель на собственные средства построил дома погорельцам.

По словам Венеры Биктимировой, осталось неизвестным, сколько средств меценат потратил на строительство почти двухсот домов в Ембаево. Купец запретил разглашать сумму. Неизвестно также, сколько мечетей построил Кармышаков.

Даже в селах соседних Курганской и Свердловской областях помнят его добрым словом. Именно по инициативе Нигматуллы учеба в Ембаевском медресе была построена по новому тогда джадидскому методу. Построив для мудариса учебного заведения двухэтажный кирпичный дом, сам купец жил весьма скромно, в одноэтажном деревянном доме.

Представители тюменского мухтасибата ЦДУМ считают, что такому человеку, как Нигматулла Кармышаков, не могли подарить или продать фальшивку под видом волоса Пророка (мир ему). Несомненно, купец-благотворитель должен был выведать всю историю седого волоса в стеклянной колбе.

Кроме того, в пользу того, что это не подделка говорит и вид самой колбы, которая, по всей видимости, специально была изготовлена мастерами для хранения "непростого" волоса. По словам мухтасиба Ильдара Зиганшина, всего в мире сохранилось пять волос Пророка (мир ему). Из них три в России: два в Уфе, третий - в Тюмени. К слову, есть еще такая реликвия в Дагестане.

Как рассказал журналистам во время своего приезда в Тюмень Талгат Таджутдин, два волоса, хранящиеся в Центральном духовном управлений, - это подарок последнего султана Османской империи Абдуль-Хамида уфимскому Духовному собранию за верность мусульман Российской империи Исламу. Глава ЦДУМ продемонстрировал мешочек на груди, где он хранит дар османского султана, и отметил, что волосы отличаются цветом, в мешочке они черные, тогда как в стеклянной колбе - седой. Затем добавил, что у человека в возрасте одновременно могут быть и черные, и седые волосы.

Неизвестно, как Пророк (мир ему) отнесся бы к тому, что его волосы выставляются в музеях или хранятся в мешочках при духовных управлениях. Он, например, запрещал делать его изображения - это знают все.

Но, с другой стороны, достоверно из хадисов (например, сборник Бухари) известно, что сподвижники приберегли часть волос Пророка (мир ему) из-за любви к нему, для обретения благословения Аллаха. Например, Халид ибн Валид, не потерпевший ни одного поражения, говорил, что посредством баракята (благодати) этой реликвии ему удается снискать милость Всевышнего в сражениях с врагами Ислама.

Уход за волосами – сегодня это не только неотъемлемая часть жизни современного человека, но и целая индустрия, без которой немыслима жизнь общества. Однако, наверное, сегодня мало кому известно, что на протяжении пятнадцати столетий мусульмане, следуя сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), трепетно относятся к вопросу ухода за волосами.

Сам Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отращивал волосы, иногда они едва достигали мочек ушей, а иногда достигали плеч. Но при этом Он (мир ему и благословение Аллаха) периодически менял прическу, расчесывая волосы по-разному, а не однотипно. Опираясь на предания от Ибн Аббаса (да будет им доволен Аллах) можно сказать, что во времена Пророка в Хиджазе были популярны два типа причесок: представители ахли-китаб, то есть христиане и иудеи оставляли прямую челку, язычники же разделяли волосы по середине и расчесывали их по сторонам.

Вначале Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подобно представителям других монотеистических религий, делал прямую челку. После того, как язычество было искоренено в этой области, Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) начал расчесывать волосы, разделяя их направо и налево.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) советовал своей умме: «Тот, у кого есть волосы, пусть ухаживает за ними», подразумевая под «ухаживанием» мытье, расчесывание и смазывание волос маслами. Сам Он иногда наносил маску оливковым маслом, после чего обматывал волосы тонким мягким материалом, который служила пропиткой для излишек масла. Масло же питало волосы необходимыми витаминами и микроорганизмами, защищая их от образования перхоти.

Однако, оливковое масло было не единственным средством, при помощи которого Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ухаживал за волосами. При ополаскивании волос Он (мир ему и благословение Аллаха) пользовал хвойную листву кедра, как, впрочем, и вцелом когда мылся.

По преданиям в то время, когда Каис бир Асим (да будет им доволен Аллах) пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) чтобы принять Ислам, Посланник Аллаха повелел ему умыться порошком из хвойных иголок кедра. Также есть предания, где после смерти дочери Благословенного Порока (мир ему и благословение Аллаха) Зайнаб (да будет ею доволен Аллах) Он повелел: « Омойте ее тело водой смешанной с порошком хвои кедра три раза, пять раз, или столько раз, сколько потребуется. Когда будете омывать в последний раз, добавьте в воду камфоры или что-то из этого рода. А как закончите - сообщите мне».

По итогам исследований современных ученых использование порошка из иголок кедра служило хорошим средством защиты от микробов, инфекционных заболеваний, укрепляло стенки кровеносных сосудов, убивало многие микробы внутри человека.

Кстати говоря, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) строго настрого запретил рубить кедровое дерево.

Еще одним средством, которым пользовался Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был цветок Алтея. Он добавлял его в воду, а полезные масла этого растения питали корни волос, придавая им шелковистость.

Гипсофила также входила в число употребляемых Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) трав, которые он использовал для ухода за волосами. По преданиям от Благословенной Аишы (да будет ею доволен Аллах) Пророк умывал волосы водой с добавлением гипсофилы прежде, чем облачиться в ихрам перед хаджем или умрой, а затем смазывал волосы небольшим количеством оливкового масла.

В современном мире выделяют пять основных религиозных направлений - христианство, иудаизм, ислам, индуизм и буддизм. От них произошло еще множество ответвлений - сект и местных верований.

Древнейшие книги мира

Свое видение мира и самые сокровенные знания люди пытались донести потомкам, запечатлев их сначала на камнях и глиняных табличках, а впоследствии на папирусе и бумаге. Так появились священные книги, в которых излагались главные заповеди каждого религиозного направления.

Для христиан это Библия, для иудеев - Танах, для исламистов - Коран, для индуистов - Веды, для буддистов - Трипитака. Предназначение этих книг - донести до человека информацию о сотворении мира и установить определенные правила в человеческих взаимоотношениях. В чем-то религиозные сюжеты священных книг и писаний перекликаются между собой, в чем-то, наоборот, кардинально отличаются друг от друга. Несомненно одно: каждый человек волен сам сделать выбор, какому Богу он будет поклоняться.

Имена и титулы пророков

Мало кто из нас знает, что в Библии Иисус Христос наделен 200 различными титулами и именами. Наиболее известные из них - это Иисус из Назарета, Иешуа (немаловажную роль в этом сыграл роман Булгакова «Мастер и Маргарита»), Иошуа и ряд других. Например, исламским верующим Иисус Христос более известен под именем Иса. Более того, в XVII веке в православной церкви произошел раскол из-за того, как правильно писать по-русски имя Христа - Иисус или Исус.

Также мало кто из людей знает и все имена пророка Мухаммеда, ведь оно включает в себя всю родословную самого почитаемого от сотворения мира. Полное имя великого пророка превышает полтысячи букв. Наибольшее распространение получили такие имена пророка Мухаммеда, как Мухаммад, Мухаммедул-амин, Ахмад, Аль-Хашир, Аш-Шахид, Рахим, Мустафа, Назир и ряд других.

Главные реликвии верующих

У каждого религиозного течения есть свои особенности и реликвии, которым поклоняются верующие. Главной реликвией христиан является Туринская плащаница, в которую после смерти было завернуто тело Иисуса Христа.

Буддисты почитают святые места, относящиеся к Будде, и его мощи - зуб, локон и кости.

Мусульманские реликвии стали востребованы относительно недавно, так как в традициях ислама принято хоронить покойного вместе с его вещами.

Впрочем, многие религиозные реликвии имеют довольно-таки спорное происхождение. Иногда верующие искренне поклоняются искусным подделкам, выдаваемым за святые мощи, и вещам, якобы принадлежавшим святым угодникам.

Святыни ислама. Волос с головы пророка Мухаммеда

Самой почитаемой святыней всех мусульман считается волос пророка Мухаммеда. Этим фактом не преминули воспользоваться мошенники. Пренебрегая всеми этическими и пользуясь доверчивостью людей, под видом святыни они распространяют среди верующих волосы обычного человека, выдавая их за подлинную реликвию.

Ясно осознавая тот факт, что на голове человека не может быть такого количества волос, чтобы приобрести их смогли все желающие, мошенники в свое оправдание придумали легенду, якобы волос пророка Мухаммеда может размножаться сам по себе. Оставим этот обман на их совести. Тем более что желающих приобрести реликвию все еще хватает, и спрос на нее, как говорится, превышает предложение.

Подлинные же святыни бережно охраняются и не всегда доступны для верующих. Их выносят на всеобщее обозрение в особо торжественные дни. Часто это преподносится как совершение специальных ритуалов. Так, у мусульман существует красивый обычай производить омовение подлинной пряди волос пророка Мухаммеда. Чтобы не пропала ни одна драгоценная волосинка с головы пророка, омовение производят в серебряных ванночках, расположенных в нескольких уровнях относительно друг друга. После процедуры омовения с помощью лупы проверяют, все ли волосы остались на месте.

Считается, что вода, в которой был омыт волос пророка Мухаммеда, приобретает целебные качества, поэтому иметь ее у себя мечтает каждый верующий в Аллаха. Благо, что по окончании ритуала воду просто раздают всем желающим.

Священный волос из бороды Мухаммеда

Также священна для мусульман и другая реликвия - волос из бороды пророка. Верующие мусульмане считают, что подлинных экспонатов волос из бороды имеется всего 3 экземпляра. Первый размещен во второй хранится в мечети Хазратбал, расположенной в индийском городе Шринагаре, третий - в Музее областного значения, принадлежащем Тюменской городской Думе. Так что при желании чудо сможет любой житель Евразийского континента.

Каждый образованный человек должен уважать религиозные чувства других народов, ведь все мы - жители одной планеты Земля и в конце пусть разными дорогами, придем в единый для всех дом нашего Бога-творца.

Во вторник, 6 октября, к 18:00 по московскому времени в открывшуюся после реконструкции Соборную мечеть столицы будет доставлена одна из главных реликвий мусульманского мира — волос пророка Мухаммеда . Вплоть до самой ночи любой желающий сможет посмотреть на реликвию. После этого волос будет храниться в специальном месте в мечети и выставляться на всеобщее обозрение только по самым значимым религиозным праздникам.

Интересно, что по всему миру существует множество мест, где хранятся аналогичные реликвии — другие волосы с головы пророка Мухаммеда.

Даже в России, кроме реликвии, которая отныне будет храниться в Москве, существует ещё два настоящих волоса пророка, которым любой верующий может поклониться. Они хранятся в Махачкале и Твери. Согласно легенде, подлинность принадлежности волоса пророку доказывают его особые свойства: он источает аромат и не отбрасывает тень.

Кстати, и в мусульманстве, и в других религиях существуют реликвии, которые прошли сквозь века и сегодня почитаются десятками и сотнями миллионов человек. Это либо части тела пророков и святых людей, так называемые мощи, либо что-то, что им принадлежало или соприкасалось с ними.

Туринская плащаница

Плащаница, которая хранится в итальянском городе Турине, по преданию, является именно тем куском ткани, в который было завёрнуто тело Иисуса Христа . На плащанице отпечатались следы тела и крови пророка.

Об обретении плащаницы стало известно в 1353 году, спустя 13 веков со смерти пророка. Один из участников Крестовых походов объявил о том, что обладает этой реликвией. С 1532 года плащаница хранится в соборе Иоанна Крестителя в Турине.

Копия Туринской плащаницы в базилике Санта Кроче. Фото: flickr.com / Saint Joseph

Христианская церковь расходится в своих взглядах на подлинность Туринской плащаницы. Официальные же исследования показали, что дата производства материи, скорее всего, относится к XIV веку нашей эры.

Зуб Будды

Есть свои реликвии и в буддизме. Если верить легенде, тело Будды было сожжено. Правда, одному из его учеников всё же удалось выхватить из огня зуб, который на протяжении восьми веков хранился в Индии.

Позже реликвия была перевезена на Цейлон, где хранится и по сей день. Сегодня остров переименован в Шри-Ланку, а сотни тысяч верующих ежегодно прибывают в храм Далада Малигава, возведённый специально для этой реликвии в XVIII веке в городе Канди.

Зуб скрыт в семи ларцах, вложенных один в другой. Сам зуб видели очень немногие. В очень редких случаях, когда показывают реликвию, её укладывают в особую золотую петлю, выходящую из центра золотого лотоса.

Храм зуба Будды — Канди, Шри-Ланка. Фото: www.globallookpress.com

Волос с бороды Мухаммеда

Ещё одна мусульманская реликвия — также волос. Он тоже принадлежал пророку Мухаммеду. Только на этот раз волос не с головы, а из бороды пророка.

Если верить преданию, то после смерти Мухаммеда преданный ему цирюльник сбрил бороду и сохранил её. Правда, через века до наших дней дошло всего три официально признанных волоса великого пророка.

Репродукция картины «Ecce Homo», Корреджо. Фото: Commons.wikimedia.org

Одна из реликвий, главная, хранится во дворце-музее Топкапы в Стамбуле. Также волос из бороды пророка можно лицезреть в специальной капсуле в мечети Хазратбал, которая находится в городе Шринагар в Индии. Есть волос из бороды Мухаммеда и в России. Удивительно, но он находится в Тюменском областном музее. В нашу страну реликвия попала в конце XIX века, благодаря купцу-меценату Нигматуллы-хаджи Кармышкову-Сейдукову.

Терновый венец

Одна из главных христианских реликвий — терновый венец, который был надет на голову Иисуса Христа по приказу прокуратора иудейского Понтия Пилата и находился на ней на протяжении всего его пути на гору Голгофу, где сын божий и был распят.

Сегодня святыня хранится в одном из самых знаменитых католических храмов мира — в соборе Парижской Богоматери, Нотр-Дам де Пари. Туда он попал из базилики Сен-Шапель, куда венец был помещён королем Людовиком IX Святым , выкупившим в своё время реликвию, заложенную в венецианский банк константинопольским императором.

Кости Будды

По преданию, тело Будды было сожжено по существовавшему тогда канону: перед преданием огню мощи были завёрнуты в 500 двойных саванов. Такой метод, согласно легенде, позволил сохраниться лишь костям Будды, первому и последнему слоям ткани.

После кремации на мощи святого претендовали восемь областей Индии. В итоге они были разделены на восемь частей и заложены в основания восьми ступ — специальных сооружений для хранения реликвий. Позже ступы были вскрыты, а мощи разделены на ещё большее количество частей, которое, по самым смелым подсчётам, и вовсе может составлять 84 тысячи.

В связи с этим дальнейший путь реликвии, а также подлинность каждой из частей мощей Будды определить практически невозможно. Сегодня они хранятся во множестве уголков света, в том числе и в России. Правда, в Европе есть лишь одно место, где хранятся мощи Будды, — это центральный буддистский храм Республики Калмыкия.

Фото: Shutterstock.com

Голова Иоанна Крестителя

Предтеча Иоанн , который крестил Иисуса, был обезглавлен. После этого его тело было погребено, а голова осталась во владении приказавшей убить его Саломеи — дочери Иродиады , жены тетрарха Галилеи Ирода Антипа .

Передняя часть черепа святого Иоанна Крестителя в соборе Амьена. Фото: Commons.wikimedia.org / Maxim Massalitin

По преданию, голову вынесла одна из служанок. После этого святыня была погребена, а после вновь обретена христианской верой. Причём было сразу три обретения головы Иоанна Крестителя, которые и празднуются Православной церковью. Правда, католики верят в подлинность лишь одной реликвии, той, которая хранится в Риме, в церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите.

Но есть и другие места, где якобы находится голова святого. Так, например, последователи ислама уверены, что голова Иоанна Крестителя хранится в мечети Омейядов в Дамаске. Также на обладание единственной подлинной святыней претендуют французский Амьен, турецкая Антиохия и Армения.

Пояс Девы Марии

Согласно верованию, пояс Девы Марии вместе с ризой — это то немногое, что осталось нам от матери Иисуса Христа. За два тысячелетия он был разделён на несколько частей, которые ныне хранятся в разных странах.

Самые известные находятся в монастыре Ватопед на Афоне и в кафедральном соборе Прато в Италии. Самый маленький кусочек достался московскому храму Илии Пророка Обыденного. Также утверждается, что части пояса Девы Марии хранятся в монастыре Троодитисса на Кипре и Влахернской церкви в грузинском городе Зугдиди.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!